14 ноября 2024 г. в Свято-Серафимо-Покровском женском монастыре г. Ленинск-Кузнецкий в рамках XXVI Иоанновских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» прошла монашеская конференция. Участниками конференции были монашествующие и духовенство Кузбасса, а также студенты Кузбасской Православной духовной семинарии. В общей сложности насчитывалось порядка 40 человек. Конференцию предваряли Божественная Литургия с участием духовенства митрополии, после которой была организована трапеза для участников конференции. Около 11 часов дня состоялось открытие конференции. Преосвященнейший епископ Даниил, викарий Кемеровской епархии, обратился к присутствующим с приветственным словом, затем были зачитаны доклады участников конференции и просмотр видеодокладов.
По завершении монашеской конференции была отмечена актуальность усилий по сохранению памяти о всенародном подвиге в годы Великой Отечественной войны, а также обозначена важность сбора и изучения материалов о ветеранах, в особенности о жизни верующих и подвижников благочестия в годы испытаний, включая изучение устных свидетельств и местных авторитетных преданий.
Также участники конференции отметили необходимость проведения встреч и бесед среди широкой общественности не только о прославленных в лике святых и подвижниках благочестия, но и рядовых верующих, в особенности сибиряках, в жизнь которых вторглась война с немецко-фашистскими захватчиками.
После окончания конференции всем участникам был предложен чай, после чего все разъехались по своим обителям.
13 января 2024 года в Свято-Серафимо-Покровском женском монастыре состоялось вручение подарков в рамках православной Рождественской акции «Рождество Христово для детей Кузбасса», организованной отделом благотворительности и социального служения Кемеровской епархии.
Силами прихожан обители и всех неравнодушных людей были собраны канцелярские принадлежности, книги, игрушки. Это и стало подарками для девяти детей двух многодетных семей, которые проживают близ монастыря.
Кроме того, в рамках данной акции получили подарки 10 детей, находящихся в стационаре педиатрического отделения Центра охраны здоровья шахтеров г. Ленинска-Кузнецкого. Подарки передал детям старший священник Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря иерей Михаил Казанин.
13 января 2024 года по случаю праздника Рождества Христова воспитанники воскресной школы при Свято-Серафимо-Покровском женском монастыре под руководством преподавателя Балакиной Елены Васильевны показали сказку «Обновленное сердце» прихожанам и гостям монастыря. История сказки повествует нам о том, как капризная девочка из богатой семьи умела только принимать подарки от окружающих ее людей. Но по ходу развития сюжета главная героиня учится дарить окружающим ее людям не только материальные подарки, но самое главное – дарить свое доброе отношение и любовь.
После окончания сказки, воспитанники воскресной школы рассказали стихотворения Дедушке Морозу и получили за это сладкие подарки. Кроме того, были организованы подвижные игры во главе с Дедом Морозом и Снегурочкой. Закончились рождественские развлечения совместной праздничной трапезой присутствовавших. Всем принимавшим участие в праздничном мероприятии также были подарены сладкие подарки.
Коллектив Центра православных медиа совместно с руководством Православной гимназии Свято-Никольского Черноостровского монастыря заканчивает работу над образовательным проектом, поддержанным Фондом президентских грантов.
В августе прошлого года преподаватели запустили проект практического обучения современным коммуникативным дисциплинам: основы журналистики, работа в соцсетях, основы видеосъёмки, фотомастерства, техника речи в работе телевизионного и радиодиктора, создание подкастов.
В течение девяти месяцев проводились очные и дистанционные занятия со студентами, старшеклассниками общеобразовательных и воскресных школ, молодежью приходских и монастырских храмов разных областей (удаленные места Калужской, Брянской, Тамбовской), а также с сестрами Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря. На занятиях участники узнали, как написать хороший текст, сделать качественное фото, создавать аудио и видеоматериалы.
Обучение организовали в группе на платформе вКонтакте, где размещаются видеоуроки или тематические презентации. По каждой теме давалось задание. Участники группы выполняли эти задания и размещали в комментариях к теме. Затем преподаватель проводил онлайн-занятие, на котором разбирались выполненные работы, повторялись ключевые моменты и преподаватель отвечал на вопросы участников.
Проводились занятия по созданию журналистского текста, съемке фотографии, основам видеосъёмки и записи подкастов. Кроме стандартного формата – обучение/выполнение задания- проводились стимулирующие занятия в виде игры. За лучшие работы в Фотоигре участники награждены призами.
В завершение работы над проектом будет проведен конкурс – фестиваль среди всех его участников. Жюри определит победителей по четырем направлениям «Текст», «Фото», «Видео», «Аудио». Лучшие работы будут награждены сертификатами РГСУ и призами.
Образовательную основу проекта обеспечивал Центр православных медиа (ЦПМ) Факультета коммуникативного менеджмента Российского государственного социального университета (РГСУ), действующий при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в г. Малоярославец.
В команде проекта работали преподаватели, специалисты медиа, кино и телевидения из Москвы, Малоярославца и Обнинска.
Центр православных медиа РГСУ при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в г. Малоярославце
Проектом «Центр православных медиа», поддержанным Фондом президентских грантов, разрабатывается система практического обучения актуальным современным коммуникативным дисциплинам: основы журналистики, работа в соцсетях, основы видеооператорского искусства, фотомастерство, техника речи – работа телевизионного и радиодиктора, создание подкастов. Предполагается изучение, освоение и, главное, практическая отработка участниками проекта основных навыков работы с текстом, фото, аудио- и видеоформатов.
Запланировано активное использование технологий дистанционного обучения. Кроме сестер Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря в проекте будут участвовать студенты, старшеклассники общеобразовательных и воскресных школ, молодежь приходских и монастырских храмов удаленных мест разных областей (Калужской, Томбовской, Брянской). На специальной информационной платформе будут размещены мастер-классы, будут даваться персональные задания и проводиться консультации. На протяжении всего времени реализации проекта среди учеников будет объявлен конкурс. В завершение проекта будут подведены его итоги.
Организатором и грантополучателем является «Православная гимназия Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в г. Малоярославце.
Образовательную основу проекта обеспечивает Центр православных медиа (ЦПМ) Факультета коммуникативного менеджмента Российского государственного социального университета, действующий при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в г. Малоярославец.
В команде проекта работают высококлассные преподаватели, специалисты медиа, кино и телевидения из Москвы, Малоярославца и Обнинска (Калужская обл.).
Проект реализуется в течение 11 месяцев, начиная с 1 августа 2020 года.
Интересующиеся этим направлением обучения могут присоединиться к участию в проекте.
Кто они, эти люди, в ком образ православного креста вызывает бешенство? Вид монашеского клобука или священническая ряса порождает злую иронию? Зрелище монастырской стены или пасхального шествия заставляет злословить и брызгать ядовитой слюной? Откуда явился этот дух «празднословный и лукавый»? Почему участились нападки на русские монастыри, на церковные алтари, на священные тексты, в которых божественная мудрость тысячу лет освящает дух народа, указывает ему путь к свету, справедливости и любви?
Свято-Никольский Черноостровский монастырь под Малоярославцем. Славное место для всякого русского сердца. Здесь в 1812 году шли бои с французами, и войско Кутузова не пустило врага на хлебную Калужскую дорогу, а погнало его назад в Европу по обугленной, бесхлебной Смоленской, где Наполеон бесславно погубил свою армию и, отмороженный, умчался в Париж. Сам монастырь с его белыми храмами, каменными белоснежными стенами воздвигнут в честь восхитительной русской победы. Пережив разруху и запустение, трудами монахинь он превращён в цветущее место, летом утопающее в розах, а зимой сияющее среди синих русских лесов и сверкающих льдом речек. Сто двадцать монахинь нашли в монастыре своё утешение в вечных трудах и молениях, они собирают к себе множество паломников и богомольцев. В детском приюте обрели свой монастырский дом дети, которые потеряли свой дом в миру, кого бросили родители, кто был свидетелем ужасных семейных сцен, кто погибал среди жестокого мира. Здесь, в монастыре, они окружены заботой, любовью, и я не мог без слёз смотреть на эти чудесные лица, когда дети давали концерт, играли наивную детскую пьесу, ту самую, с которой объехали десяток европейских стран, вызывая восхищение и нежность у сердобольных европейцев. И на этот монастырь идут жестокие нападки: клевета в прессе, в интернете, какая-то книга, в которой мятежная девица, переселяющаяся из монастыря в монастырь, меняющая религиозные убеждения, возводит хулу на обитель… Чего они добиваются, эти хулители и осквернители? Зачем кидают яд в колодец святой воды? Зачем мажут сажей белоснежные монастырские стены?
И второй монастырь — Боголюбский, что на окраине Владимира. Какая красота, мощь, величие, какие великолепные синие купола с золотыми крестами! Как далеко летят монастырские звоны в бескрайние поля, в излучины рек. Монастырь встал на пути, по которому Русь перемещалась из Киева во Владимир и дальше в Москву. Князю Андрею Боголюбскому, переносившему заветы из одного русского царства в другое, на этих кручах явилась Богородица. И он, озарённый этим чудом, наказал написать икону Богородицы Боголюбивой. Этот монастырь, возведённый из праха, вознесённый своими крестами в небо трудами русских женщин-монахинь, является драгоценным для верящего русского сердца. И мне, в мои самые горькие лихие минуты, он открывал свои врата, целил мою духовную хворь.
Кому же понадобилось осквернять святыни? Кто они, эти дельцы, эти предприимчивые златолюбцы, кто решил построить прямо у стен монастыря завод по производству презервативов? А если бы такой завод они вознамерились построить у стен Кремля или пятничной мечети, или у главной синагоги? Неужели бы построили? Неужели среди пустующих земель, неухоженных сёл не нашлось места, кроме этой обители, где эти резиновых дел мастера смогли бы основать своё заведение? И тогда не было бы протестующих паломников, стенающих монахинь, рыдающих прихожан, которым страшно подумать, что слово «Боголюбово» будет значиться на этикетках злосчастных изделий.
Православные монастыри истребляются и оскверняются в Сирии безумцами-исламистами. Монастырские святыни и церкви рушатся в Косово албанскими захватчиками. Не эта ли злая энергия докатилась и до русских обителей? В чём природа зла, которое вдруг и в XXI веке обнаружило себя у монастырских оград, — после всех гонений и поношений, которым подвергалась церковь в XX веке?
Монастыри на Руси — особые места: на холмах, на кручах, окружённые лесами, на берегах рек, у больших дорог — там, где таинственные сокровенные места, где небо соединяется с землёй, где незримые световоды сочетают небесный фаворский свет с земной человеческой жизнью. И этот свет проникает в мирские жилища, в гарнизоны, в университеты, в остроги, в мысли и побуждения людей, уберегая их от зла, наполняя светом. Монахи и монахини своими нескончаемыми дневными и ночными молитвами создают этот световод. Не дают померкнуть небесному сиянию, которое вспыхивает на церковных крестах и заставляет ликовать любящее и верящее сердце. Алтари и молящиеся перед ними священники источают незримый покров, что окутывает Россию как покровом Богородицы, сквозь который на Русь не проникают силы зла, силы, желающие нам погибели.
Русское оружие, боевые корабли, самолёты и танки сберегают наши земные рубежи. А монастыри и храмы, даже самые маленькие, затерянные среди бескрайних русских пространств, — это духовное оружие, которым Россия отражает зло. В монастыри во все века, в самые страшные времена, спасаясь от нашествий, пожаров, гонений, сходились, сбегались русские люди, прятались от побоищ, писали книги, сберегали святоотеческие предания. Сегодня наши монастыри — это прибежище русскости. Здесь сберегаются православные представления о жизни и смерти, о духовном подвиге и бессмертии, память о наших праведниках, полководцах. Здесь молятся о русском воинстве, о русских героях, тех, кто сегодня сражается вдалеке от России, и тех безвестных, ещё не погребённых, чьи кости лежат в мшистых болотах и непроходимых лесах.
Сегодня Православная Церковь с её монастырями и приходами является нарастающей силой, которая борется с духовной скверной, человеческой тьмой, с богачами, что кичатся своими богатствами перед лицом обездоленных. Призывает к честному служению бездушных чиновников и политических лукавцев, даёт ориентиры художникам и писателям, объясняя глубинную природу их вдохновения.
Сегодня Церковь служит взрастанию и укреплению нашего государства Российского, является одним из его столпов. Собирает вокруг себя представителей других религий. Сочетает нашу многоязыкую родину в симфоническое державное единство. Вот поэтому и нападки, поэтому и отрава в колодцах, поэтому бесноватый смех и хуления. И сегодня, как и сотни лет назад, продолжается невидимая брань. И сегодня продолжается борьба добра со злом. И сегодня на монастырские стены, как в стародавние времена, карабкаются осаждающие нас недруги. Церковь сражается не мечом, но духом, молитвой и добрым деянием.
Сёстры, родные мои, проживающие в Черноостровском монастыре и в ненаглядном Боголюбове, с вами вся верящая православная Россия. Вас гонят, а значит, вы правы перед Христом. И кому, как не вам, знать, что Христос поругаем не бывает. Россия поругаема не бывает. Аминь.
Александр Проханов, главный редактор газеты «Завтра»
28 октября в скиту Свято-Серафимо-Покровского монастыря отметили престольный праздник — в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Богослужение возглавил благочинный церквей 3-го Ленинск-Кузнецкого благочиния иерей Сергий Чуковитов. По окончании Божественной Литургии был отслужен водосвятный молебен с крестным ходом, а также чин о Панагии.